MENU

      В январе 2017 года исполняется 80 лет со дня открытия в Лисичанске аэроклуба, первого в районе лётного учебного заведения. В 30-е годы ХХ века в СССР бурно развивалось самолётостроение. Лётные школы не поспевали за промышленностью, нехватка лётчиков с каждым днём ощущалась всё острее. Одним из ведущих лозунгов стал призыв: «Молодёжь – на самолёты!». Именно тогда молодёжь стала активно осваивать небесный простор. По всей территории большой страны создавались авиационные клубы, которые обучали этой нужной профессии. Создание таких клубов было мощным толчком для развития всех видов авиационного спорта. Тысячи юношей и девушек осваивали авиационное дело. Открывались школы, училища и аэроклубы. Луганская область не стала исключением. В Верхнем, как и в ряде других городов Донбасса, в 1937 году по решению Центрального Совета ОСОАВИАХИМа и содействии лётчицы Валентины Степановны Гризодубовой был открыт аэроклуб. Руководством была поставлена задача подготовить 150 тысяч лётчиков по стране. Уже в конце 1936 года в город Верхний для организации работы клуба прибыло командование в составе Витковского – начальника аэроклуба, Головчука – начальника штаба, Величко – инструктора пилотов и Орловой – авиатехника. (Из газеты «Лисичанский рабочий» № 236 от 14.10.1938). Лисичанский аэроклуб разместился в хорошо отремонтированном содовым заводом помещении по ул.Красной, 11 (его здание не сохранилось). Благодаря активной агитационной работе, в клуб вступала молодёжь района и города. Так поступили 35 рабочих содового завода и более 10 шахтёров шахты им. Мельникова. На страницах районной газеты «Лисичанский рабочий» печатались объявления о наборе в аэроклуб. В январе 1937 года были укомплектованы группы. Занятия начались 20 января. Аэроклуб, в соответствии с поставленной задачей, готовил специалистов для авиации без отрыва от производства, а именно: пилотов, авиационных мотористов, парашютистов. На учёбу принимались юноши и девушки, в том числе иногородние, с 17 до 23 лет, с образованием 7 и 9 классов, прошедшие медицинскую комиссию. Срок обучения в аэроклубе – 1 год. Среди изучаемых предметов были: аэронавигация, метрология, теория авиации и другие. Молодёжь призывного возраста помимо предложенных специальностей изучала общественные дисциплины: основы тактики, огневого и инженерного дела. В аэроклубе имелась соответствующая учебно–материальная база – самолёты, оружие, парашюты и др. Практические занятия учлёты (будущие пилоты) проводили на аэродроме, который находился в южной части города (сейчас микрорайон завода РТИ). Значительный вклад в дело подготовки пилотов внесли начальник аэроклуба Витковский (1937г.), Бодров (1938г.), Латун (1940г.), начальник лётной части Троян, комиссары Голозубов и Скворцов, начальник штаба Головчук. Особой популярностью у членов аэроклуба и жителей города пользовались авиационные праздники, проведённые на аэродроме в 1938, 1939 и 1940 годах, посвященные Дню авиации. 18 августа 1940 года стало запоминающимся праздником для жителей района. На аэродром пришли жители разных возрастов. Тысячи участников авиационного шоу собирались на аэродроме, где осматривали в ангарах самолёты, вооружение, противогазы, парашюты, лётные костюмы и др. Царила праздничная атмосфера, играли духовые оркестры, работали павильоны общественного питания. К воздушному параду лётно- технический состав готовил самолёты и экипажи. По случаю праздника на аэродроме состоялся митинг, на котором выступили руководители района и города. После митинга в воздухе началась демонстрация лётного мастерства – фигуры высшего пилотажа, мёртвые петли, перевороты через хвост, крутые виражи, прыжки с парашютом. Воспитанник аэроклуба инструктор-пилот и мастер парашютного спорта А.М.Алексеев совершил два прыжка с парашютом с высоты 600 и 800м. Инструкторы-пилоты и учлёты Н.Ажипа, Н.Ляпин, В.Галик, З.Коваленко, Е.Кузнецов и другие успешно, на профессиональном уровне выполнили задачи в небе над аэродромом. К сожалению, это был последний праздник на лётном поле. Летом 1941 года началась война и Лисичанский аэроклуб был расформирован. После объявления военного положения, выпускники аэроклуба пополнили ряды военно-воздушных сил страны. Многие ушли добровольцами на фронт. Эти отважные лётчики в полной мере проявили своё мужество и героизм в ходе военных действий. Они на протяжении военных лет сражались в воздухе с самолётами противника. Отважным лётчикам Ивану Филонову, Петру Шевченко, Григорию Жученко, а также бывшему лётчику-инструктору аэроклуба Давиду Тавадзе было присвоено звание Героя Советского Союза. Их именами названы улицы нашего города, память о них живёт в сердцах лисичан по сей день. Выпускники Верхнянского аэроклуба, воевавшие на фронтах в годы военного лихолетья, награждены орденами и медалями. В их числе Н.Н.Малеванный, В.М.Горопко, В.С.Сиверкин, А.И.Моргунов, И.В.Орзул, Н.А.Трощилов. В канун 58 годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, 1 сентября 2001 года, в южной части города был открыт памятник лисичанам - героям Второй мировой войны. С высокого постамента устремился в небо Л-2У. Место для памятника выбрано не случайно, именно здесь в предвоенные годы находился аэродром. Этот памятник, как дань уважения отважным летчикам, выходцам из Лисичанского аэроклуба, положившим свои жизни на алтарь Великой Победы.

uCoz